Детекторы фоторадаров, которые, согласно прозвучавшей в латвийских СМИ информации начали скупать водители, на самом деле пустая трата денег: устройство не в состоянии предупредить о работе фоторадара. Об этом заявил Начальник управления превенции Эдмунд Зивтиньш.Как пишет Delfi, по словам Зивтиньша, обычные детекторы в этой ситуации бесполезны.
«Новые фоторадары работают на совсем других принципах — с помощью лазеров, как точный измерительный инструмент», — отметил он. Устройства, которые могут зафиксировать работу новых фоторадаров, могут стоить тысячи латов, полагает он. Интересно, что в отношении детекторов радаров в Латвии действует противоречивое законодательство — продавать их можно, но за их использование предусмотрен штраф и конфискация устройства.
Зивтиньш также отметил, что бесполезность детекторов подтверждает и то, что полиция не скрывает места, где планируется разместить новые фоторадары — с 21 ноября карта радаров будет доступна на сайте Госполиции
А пока, автоводители уже устали ждать, когда же на дорогах появятся обещанные фоторадары. Не потому, что очень ждут их, а потому, что вынуждены издалека вглядываться в силуэты на обочинах дорог и стоящие на штативах ящики.
Впрочем, переносные радары время от времени все–таки встречаются, а вот стационарного — ни одного. Появились даже слухи, что проект трещит по швам и вскоре дорожные полицейские снова станут работать по старинке, прячась в кустах с обычными радарами. Но начальник Управления превенции госполиции Эдмундс Зивтиньш заверил, что проект хоть и медленно, но реализуется.
Как оказалось, задержка с установкой радаров связана с тем, что частные предприниматели — объединение Vitronic (АS Vitronic Baltica, немецкая компания Vitronic Dr.–Ing.Stein Bildverarbeitungssysteme и фирма Komerccentrs DATI grupa), выигравшие конкурс, не рассчитали своих сил. Как заверил Эдмундс Зивтиньш, к радарам, которые они поставили, претензий нет — техника современная и качественная. А вот установить стационарные радары оказалось совсем непросто. Одного договора между частными фирмами и МВД оказалось недостаточно. Почему–то никто не учел, что для установки каждого радара необходим отдельный проект, который следует согласовать в разных учреждениях.
Эдмундс Зивтиньш оправдывает поставщика, заверяя, что он не до конца осознавал проблемы, с которыми ему придется столкнуться. В то же время о расторжении контракта речи не идет. Со слов главного дорожника, им остается только ждать, когда предприниматели выполнят все свои обязательства. В данный момент обсуждается возможность продлить договор и внести в него изменения. Какие именно, он не сказал. Хотя и отметил, что штрафные санкции к частникам все же будут применены. Потому как, несмотря на частичное выполнение договора, довольствоваться лишь частью выполнения контракта о поставке и установке радаров полиция не намерена.
Радары должны были контролировать латвийские дороги еще в конце октября — с 21–го числа все должно было находиться под всевидящим оком техники. Потом было решено перенести договор на месяц. Но сейчас. Как говорит Зивтиньш, уже ясно — до 21 ноября условия договора выполнены не будут. На сегодня в Рижском регионе используются только 15 мобильных радаров. Но даже они пока работают только в тестовом режиме. Так что особо волноваться любителям превышения скорости пока не стоит.
В то же время в МВД подсчитали, что из–за этих проволочек в 2011 году удастся собрать не 228 178 латов, как это планировалось, когда закончился конкурс на поставку радаров и выиграло объединение Vitronic, а только 130 772 лата. Из них, согласно договору, частники получат 70 416 латов, или обещанные 35%.
Остальное пойдет в госкассу. Как рассказала VES.LV руководитель отдела общественных отношений и организаторской работы Административного департамента МВД Гунта Скребеле, в минувший вторник Кабинет министров утвердил такой порядок расчетов с частниками. Так что теперь обратного пути нет. До сих пор на дорогах работало 4 переносных фоторадара, каждый из них фиксировал в среднем 6,5 нарушения в сутки.
В 2010 году эти радары «собрали» около 350 000 латов. Получается, каждый фоторадар «зарабатывал» для бюджета 240 латов в день, или в среднем по 37 латов за каждое нарушение. Теперь же, согласно ориентировочным расчетам, каждый новый радар должен до конца года ловить по четыре нарушителя — тогда и удастся собрать 130 772 лата. Если нарушителей будет больше — от этого все только выиграют. Все, кроме лихачей.
Кстати, странно, что теперь правительство настроено не так бойко, как раньше. И теперь закладывает в основу получаемой гипотетической прибыли только четырех нарушителей на один фоторадар в день. Может, и вправду водители осторожничают и в преддверии появления 130 фоторадаров перестали превышать скорость? А именно столько их должно работать ежедневно. По крайней мере, теперь «доходность» фоторадаров снизилась по сравнению с суммами, о которых шла речь весной, и максимальной цифрой собранных штрафов за период действия договора между частниками и МВД стали 7,3 млн. латов, или 150 латов на один фоторадар в сутки.
А тем временем бюро главного латвийского правозащитника собирается обратиться в Конституционный суд, чтобы оспорить законность взимания штрафов на основании показателей фоторадаров. Как рассказал сам омбудсмен Юрис Янсонс, штрафы по радарам являются сомнительными с точки зрения законодательства. Правда, пока эту инициативу правозащитника ни МВД, ни правительство всерьез не воспринимают. Там говорят — дождемся решения суда, если КС вообще станет рассматривать это дело.